Йог - отшельник, воин, преступник и шоумен

Йоги и аскеты привыкли свободно бродить по Южной Азии, практикуя боевые искусства вместе со своей йогой и предоставляя армии по найму. А потом их догнал современный мир.

Очень мало известно о йоге из Mirzapur, чья фотография появляется в книге под названием «Мистики, аскеты и святые Индии» Джона Кэмпбелла Омана (1903).

Он просто описан как "слегка одетый, вымазанный пеплом, носящий надх (деревянную трубку) и нитки бус на шее". По мнению автора, "свирель" должна была звучать утром и вечером, а также перед едой или питьем чего-либо.

К концу XIX века эта загадочная и “даже опасная” фигура представляла собой архетип индийского йога. Но в истории йога есть нечто гораздо большее, чем этот культовый образ.

Аскеты, люди, которые отказываются от обычной жизни ради более простого существования в воздержании или духовном общении, распространены во всех религиозных традициях индийского субконтинента. Со временем эти аскеты обменивались верованиями, в том числе и йогическими практиками.

Йоги - те, кто практикует йогу - могут быть джайнами, буддистами или индуистами. Они могут быть мужчинами или женщинами (йогини). Они могут быть приверженцами одного Бога или нескольких, а могут и не быть приверженцами какого-то конкретного бога.

йоги аскеты

 

Воин монах

Между XV и XVIII веками высокоорганизованные группы аскетов контролировали многие торговые пути на севере субконтинента. Эти аскетические ополченцы часто тренировались в йогических практиках, а также в боевых искусствах. Они сражались друг с другом и создавали наемные армии для магнатов, раджей и богатых землевладельцев.

В 1567 году император Моголов Акбар столкнулся в Танешваре с битвой между двумя соперничающими группами санньяси (индуистских аскетов). Хаотическая сцена была запечатлена его придворным художником, и на ней изображены санньяси с их дикими волосами и пепельно-голубой кожей, сражающиеся за право контролировать главный участок на берегах реки Сарасвати.

Эти группы собирались вместе с другими паломниками в день солнечного затмения, чтобы искупаться в реке. Берег реки был главным местом для совершения обрядов и сбора милостыни с паломников.

войны саддху

Выдержка из «Битвы санньяси», написанная Басваном, ок. 1590

Картина также подчеркивает растущее число враждующих группировок аскетов . Аскеты на картине имеют знак вайшнавов (последователей бога Вишну): характерная форма V или U на лбу и носу. Их основными соперниками были шиваиты, последователи Шивы.

Сражения между военными крыльями сект вайшнавов, таких как секты Рамананди и шиваитских сект, таких как Даснами, были наиболее жестокими в 18 веке и привели к гибели тысяч аскетов.
 

Колониальный преступник.

С появлением Британской Ост-Индской компании в XVIII веке экономическая и политическая власть магнатов, раджей и аскетических ополченцев была поставлена под сомнение британской колониальной экспансией.

Колонисты не делали различий между йогами, суфийскими факирами, индуистскими санньяси и другими аскетами. Термины "аскет", " йог" и "факир" стали употребляться взаимозаменяемо для описания стереотипного странствующего аскета, печально известного своим диким поведением, попрошайничеством и экстремальными практиками.

Компания взяла под свой административный контроль северо-западную провинцию Бенгалии после того, как ее армия победила местного правителя.

Организованные группы, такие как аскетические ополченцы, которые имели свои собственные местные экономические и административные системы, были прямым вызовом правлению Компании – и ее прибыли.

В 1773 году на странствующих аскетов Бенгалии был наложен запрет. И стало преступлением бродить обнаженным или носить оружие - две характерные черты многих аскетических групп - в британских контролируемых районах ( Синглтон, с.40 ). Новый закон был поддержан местными торговцами и коммерческими элитами, которые неохотно платили как британские налоги, так и дорожные сборы, которые требовали аскетичные ополченцы. Многие аскеты были фактически криминализированы.

Но ограничения, наложенные колониальными властями, не остались без внимания более могущественных аскетических группировок. Было много столкновений с армией Ост-Индской компании. Восстание факиров и Саньяси 1770-х годов вдохновило Роман "Anandamath", и национальная песня Индии "Vande Mataram" была впервые опубликована в этом романе, благодаря чему подвижники стали одной из первых частей националистической борьбы против колониального правления.

scet yogi war

 

Экзотическое зрелище

Больше не имея возможности жить торговлей-солдатством, многие "йоги" были вынуждены зарабатывать себе на жизнь демонстрацией своего таланта и попрошайничеством. Другие продолжали свою не воинственную деятельность в меньших масштабах.

Аскеты остаются частью духовной традиции на субконтиненте и по сей день. Некоторые путешествуют по земле, совершая паломничество к святым местам, зарабатывая на жизнь сельскими священниками, совершающими религиозные обряды и собирая милостыню во время своего путешествия. Другие присоединяются к религиозным орденам или селятся в общинах.

Для колониальных поселенцев и иностранных гостей йоги и факиры были источником восхищения и страха. Джон Кэмпбелл Оман был английским колонизатором, родившимся в Калькутте (Калькутта) в 1814 году. Его книга "мистики, аскеты и святые Индии" (1905) - это рассказ путешественника, отражающий многие колониальные взгляды и отношение к аскетам в конце XIX века.

Оман не был равнодушен к меняющемуся миру аскетов и наблюдал за тем, как они были представлены:

Их подчеркнутые внешние особенности оказались настолько привлекательными для вездесущего современного оператора, что его фотографии и снимки сделали их знакомыми всему западному миру.

факир, сидящий на ложе из гвоздей

Эта фотография описывается как «факир, сидящий на ложе из гвоздей». Р. К. Мазумдар, Бенарес, Индия, ок. 1900.

"Грубая форма" факира или йога ассоциировалась с фантастическими подвигами, такими как лежание на доске с гвоздями или погребение заживо. Такие подвиги берут свое начало в вызывающих тапас-индуцирующих аскезах тантрической традиции. Однажды включенные в карнавальные представления и магические шоу по всему миру, они были лишены своего первоначального культурного контекста.

К концу XIX века физические и боевые практики хатха-йогов и других аскетических групп пришли в упадок вместе с репутацией самого йога.

Для западных людей йог был карнавальным курьезом или зловещим дикарем. А на субконтиненте он стал символом отсталости и подозрительности, от которых поколение современных индейцев, выросших под колониальным правлением, стремилось отмежеваться.

 

Силы отречения

И все же что-то в аскетической традиции оставалось привлекательным.

Как и многие его западные соотечественники, Оман не испытывал "особого восхищения современной индустриализацией Европы и Америки с ее вульгарной агрессивностью, вечной конкуренцией и грязной, беспринципной, беспрерывной и жестокой борьбой за богатство как высший объект человеческих усилий”.

Оман, родившийся и выросший в Бенгалии, когда писал эти слова, был осведомлен об эксцессах Ост – Индской компании – первой глобальной корпорации в мире. Он понимал, что субконтинент находится на пороге своей собственной встречи с современностью, которая будет угрожать образу жизни аскета так же сильно, как это делали в прошлом армии Ост-Индской компании:

Важная, но ненавязчивая борьба в Индии неизбежна в новых условиях между силами, которые, с одной стороны, отрекаются от мира, а с другой - от накопления богатства.

На востоке и западе рос интерес к новым и альтернативным формам духовности. Оман отметил "растущий класс публикаций, в которых особое внимание уделяется таким темам, как ... общение со Вселеной (юниверсумом), а также индийским системам Раджа-Йоги”.

"Раджа-йога" в данном случает относится к серии лекций санньяси по имени Вивекананда.

В самом конце XIX века Вивекананда отправился в Америку - путешествие, которое привело к возрождению йоги как универсальной практики, доступной для всех, и привело историков к тому, чтобы его описали как «создателя современной йоги». 
Но это уже другая история.
 

Статья: Лалита Каплиш. Перевод: Илья Орлов.



­­